isloch: (Default)
isloch ([personal profile] isloch) wrote2017-09-07 10:54 am

Враги-герои

Как обычно, я читаю несколько книг одновременно и сегодня заметила любопытное: "Война и мир", Наполеон - негодяй и враг #1, ну в общем все известно. "Петербургские трущобы" - события происходят всего на несколько десятков лет позже (начало 60-х 19 века) и у молодой девушки на комоде стоит бюст Наполеона.
Интересно, когда образ Наполеона-врага превратился в образ Наполеона-героя? Совсем ведь короткий период времени прошел.
P.S. И ведь читала обе книги раньше, но заметила это только при практически параллельном чтении сейчас.
ratomira: (Default)

[personal profile] ratomira 2017-09-07 07:16 pm (UTC)(link)
Мне кажется, это из-за того, что:

а) В 60-х годах во Франции правил Наполеон III, племянник Наполеона I, который возводил своего дядю в культ.

б) В 60-х годах прошлого века в России было модным ездить во Францию и привозить оттуда сувениры, а сувениром как раз был бюст Наполеона I.

ИМХО.
ernestine_16: (Default)

[personal profile] ernestine_16 2017-09-20 10:45 am (UTC)(link)
Даже в начале XIX столетия русское общество, преклонявшееся перед французами, жившее их идеями, питавшееся французскими книгами, относилось сочувственно к генералу Бонапарту, считая его выдающимся полководцем, не знающим неудачи на поле битвы.
Пушкин, Лермонтов не раз обращались к персоне Наполеона. Французский полководец овладевал умами многих героев в русской литературе, самый яркий пример тому Евгений Онегин. В романе Стендаля "Красное и Черное" - француз Жюльен Сорель. Эти персонажи не больше, чем фантазия писателя, но они подражали Наполеону, мечтали о подвигах великого полководца.
У Толстого же педалируется тема войны как народной - а на солдат и крестьянство как раз была направлена пропаганда "Наполеон - враг".
Растянутые коммуникации наполеоновских войск, голод вынуждали грабить население. Голод толкал на преступления - потому даже дворянство от греха подальше эвакуировалось.
С другой стороны, культ сильного господина был близок всем слоям рос. общества во все времена. Потому сильный Н. был страшен, а павший - жалок.
И у Толстого мысль: жалей врага своего. Через несколько лет тиран очеловечился и занял место на комодах. А Раскольников "хотел Наполеоном сделаться - оттого и убил"